• Подготовка налоговых консультантов

    Занятия начались 21 сентября

    Вы еще можете присоединиться к группе!

  • Повышение квалификации налоговых консультантов
    Старт - 9 ноября 2023 г.
Критерий аналогичности

20 сентября 2023 г.

Налоговый орган, установив получение необоснованной налоговой выгоды путем создания фиктивного документооборота, определил налоговые обязательства, применив расчетный метод.

При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия оспариваемого решения, признав подтвержденным факт получения Обществом необоснованной налоговой выгоды.

Ввиду непредставления Обществом в ходе налоговой проверки необходимых документов налоговый орган в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ применил расчетный метод определения налоговых обязательств, используя имеющиеся данные о налогоплательщике и данные об ином аналогичном налогоплательщике.

Доводы Общества о несоответствии критерию аналогичности выбранного налогоплательщика правомерно отклонены судами, указал Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 11.09.2023 по делу № А40-185706/2022 (ОАО «ВНИИЭТО»).

При определении аналогичности налогоплательщиков, данные о которых могут быть использованы налоговым органом для определения налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика расчетным путем, необходимо учитывать, что это понятие не предполагает полной тождественности показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, выбранного для аналогии с проверяемым лицом (данная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ в Определении от 29.09.2015 № 1844-О).

В свою очередь, при выборе аналогичного налогоплательщика Инспекция исходила из максимально возможной совокупности критериев (вид деятельности, сезонность, климатические условия и др.).

Как отметили суды, применение расчетного метода исчисления налогов обуславливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. В этой связи бремя доказывания того, что размер доходов и (или) расходов, определенный налоговым органом по правилам подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.