ООО «Дом одежды» (структура Zenden, принадлежит основателю сети Андрею Павлову) по итогам четырехлетней судебной тяжбы потерпело поражение в налоговом споре на сумму почти 900 млн рублей, включая 405 млн рублей НДС и 190 млн рублей налога на прибыль.
По результатам налоговой проверки за 2013–2015 годы инспекция пришла к выводу, что 22 ИП, применяющие специальные налоговые режимы (ЕНВД И УСН), были подконтрольны Обществу и на них выводилась часть выручки, уменьшая НДС и налог на прибыль. В результате осуществления деятельности по розничной реализации товаров от имени индивидуальных предпринимателей налоговая нагрузка Общества снизилась на 43,6%.
В 2019 году Общество оспорило решение налогового органа и выиграло в двух инстанциях. В октябре 2021 года суд кассационной инстанции отправил спор на новое рассмотрение.
На втором круге рассмотрения суды поддержали позицию налогового органа, посчитав доказанным факт создания налогоплательщиком противоправной схемы «дробления» бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
Какие же обстоятельства легли в основу выводов судов?
● ИП с согласия правообладателя на безвозмездной основе использовали торговую марку ZENDEN при осуществлении розничной торговли и осуществляли торговлю товарами, поступающими от Общества, только в фирменных магазинах под вывеской ZENDEN; реализация другого вида товара, поступающего от иных контрагентов, осуществлялась на иных торговых площадях;
● Общество являлось единственным поставщиком у 12 индивидуальных предпринимателей, у других ИП доля товаров Общества составляла от 35 до 90%;
● установлены случаи трудовой миграции между Обществом и ИП в отношении 28 сотрудников; также установлена миграция 73 сотрудников между 13 индивидуальными предпринимателями. При этом при переоформлении на работу от Общества к ИП или от одного ИП к другому рабочее место, должностные обязанности и заработная плата не изменялись;
● в базе 1С Общества установлено наличие пакета документов ИП — от списка сотрудников и учета рабочего времени до учета торговых операций и движения денежных средств по кассе;
● Общество несло совместные расходы по транспортировке товаров, а также расходы по исследованию качества сервиса в розничной сети («тайный покупатель») в торговых точках индивидуальных предпринимателей, по созданию единого сайта для всей розничной сети ZENDEN;
● средняя наценка на товар от себестоимости с учетом расходов на продажу в адрес сторонних покупателей составляла 74,5%, тогда как в адрес ИП — 27,7%.
С выводами судов согласился Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 25.04.2023 по делу № А11-15678/2019 (ООО «Дом одежды»).